Понятие «дуального обучения» в России используется в широком и узком смысле.
В широком смысле под дуальным образованием понимается инфраструктурная региональная модель. Она обеспечивает взаимодействие нескольких систем. К этим системам относятся:
- Система прогнозирования потребностей в кадрах.
- Система профессионального образования.
- Система профессионального самораспределения.
- Система подготовки, повышения и квалификации педагогических кадров. Сюда же включены и наставники на производстве.
- Система оценки профессиональной квалификации.
Системы взаимосвязаны и одна без другой попросту не смогут существовать.
В узком смысле дуальное обучение можно рассматривать как форму организации и реализации образования, подразумевающую теоретическое обучение в ОО, а практическое - у работодателя в организации.
В условиях современного рынка труда система среднего профессионального образования (СПО) претерпела серьезные изменения. В новой обстановке Новосибирский колледж автосервиса и дорожного хозяйства (автотранспортное направление) ориентирован на условия регионального рынка труда. Поэтому на данный момент основной задачей колледжа является подготовка уверенного в себе, инициативного, конкурентоспособного, квалифицированного специалиста, свободно владеющего своей профессией и умеющего работать как в команде (крупных АТП), так и самостоятельно. Роль специалистов среднего звена в автотранспортной отрасли значительно возросла и будет расти дальше. В сложившихся социально-экономических условиях профессиональное образование является одним из наиболее эффективных путей обеспечения занятости населения, развития качества рабочей силы, подъема экономики и противодействия безработице. «Новосибирский колледж автосервиса и дорожного хозяйства», согласно Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ, создает условия для подготовки высокообразованных членов общества и высококвалифицированных специалистов, для автотранспортной отрасли Новосибирской области. Под понятием «профессиональная компетенция» понимается готовность и способность выпускников и студентов колледжа (при прохождении производственных практик) на основе знаний и умений целенаправленно, обоснованно, методически организованно, грамотно и самостоятельно решать соответствующие проблемы и задачи, а также оценивать результаты своей деятельности. Одним из способов решения этих проблем в колледже является практикоориентированный подход в обучении специалистов по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», 23.01.03 «Автомеханик», 38.02.03 «Опреционная деятельность в логистике» Под практикоориентированным образованием в колледже понимают формирование профессионального опыта студентов при погружении их в профессиональную среду в ходе учебной, производственной и преддипломной практики, а также профессионально-ориентированные технологии обучения, направленные на формирование у будущих специалистов значимых для профессиональной деятельности знаний, умений, навыков, профессионально-важных качеств необходимых для дальнейшей трудовой деятельности . Кроме этого практикоориентированное в колледже связано с использованием возможностей контекстного изучения студентами профильных дисциплин Устройство автомобиля, Электрооборудование автомобиля, Ремонта автомобилей, Техническое обслуживание автомобилей. Таким образом, основной задачей практико-ориентированного образования в колледже является формирование профессионально и социально значимых компетенций в ходе приобретения студентами знаний, умений, навыков и опыта деятельности.
Требования работодателей к подготовке студентов
Исходя из ежегодного анализа трудоустройства выпускников автотранспортного направления можно выделить ряд основных требований работодателей, предъявляемых к молодым специалистам при приеме на работу. Помимо общих и специальных знаний, представители отрасли сегодня ожидают от молодых специалистов, владение несколькими компетенциями, знание иностранных языков, способность работать в коллективе, эффективно презентовать себя и результаты своего труда. Кроме того, руководители предприятий делают акцент на организационно-управленческих навыках.
На собеседованиях при трудоустройстве работодатели достаточно критично оценивают личностные качества молодых специалистов: порядочность, целеустремленность, стрессоустойчивость, уверенность в себе, владение профессиональным сленгом. Сегодня это становится одним из важных критериев при приеме на работу. От молодых специалистов ожидают также готовности учиться, нацеленности на карьерный рост, ответственности, умения выстроить в голове логическую цепочку действий и видеть конечный результат, способности быстро воспринимать информацию.
Главная и наиболее часто звучащая претензия работодателей к выпускникам сегодня - оторванность полученных знаний от практики. «Колледж не дает человеку понимания работы предприятия – отмечают руководители организаций, у большинства кандидатов нет представления о структуре, правилах игры, субординации. Выходом из этой ситуации была бы возможность стажироваться постоянно, начиная курса со второго, тогда они бы чувствовали конъюнктуру, могли бы уже себя оценивать к четвертому курсу и претендовать на определенные вакансии», но работодатель с нежеланием берет студентов на производственную практику.