Версия для слабовидящих
logoanons distlogo2 raspislogo vklogo

Размышления о профессиональной этике педагога

 

Если бы нравственное поведение сводилось
 к простым правилам, мы смогли бы создать
высокоморальный компьютер.
Сэмюэл Гиндер
 

Миссия учителя, не только передавать опыт и знания, но формировать будущее поколение. Эта аксиома никем сегодня не оспаривается. Но вот каким он должен быть современный учитель, чтобы доверить ему будущее государства и общества в целом? «Учитель перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени…» слова, которые сегодня могут служить примером классического отношения к педагогу. В целом общество ожидает от педагога высоконравственного поведения, соответствие некоему образцу. Он выступает как концентрированный носитель общественной морали. К нему предъявляются высокие требования не только в профессиональном плане, но и манере поведения, внешнему виду и духовно-нравственная культуре. Но как разделить понятия профессиональной этики и личного пространства?

Сегодня в социальных сетях прошла волна «разоблачений» учителей, которые позволили себе выложить фото в купальнике или совмещали свою деятельность с работой фитнес-тренера, танцовщицы, модели и т.д. Мнение общественности разделилось: многие осудили, но нашлось и много сторонников, утверждавшие - «учитель - тоже человек». Все это делает актуальной проблему профессиональной этики учителя.

«Этика – философское учение о морали, её развитии, принципах, нормах и роли в обществе; совокупность норм поведения» (С.И. Ожегов).

 В.А. Сухомлинский подчеркивал, что учитель становится воспитателем, лишь овладев тончайшим инструментом воспитания - наукой о нравственности, этикой. При этом недостаточно знать теорию, необходимо самому быть олицетворением этого высоконравственного идеала. Ведь раскрыть детям понятия добра, красоты, чести, научить отличать гордость от спеси, самоуважения от зазнайства может только тот, кто сам безупречен. «В воспитании все дело в том, кто воспитатель» - Дмитрий Писарев (русский философ и литературный критик). А если учитель, как любой человек ошибается, он должен уметь с честью выходить из такой ситуации, мужественно признавать свои ошибки, уметь извиняться за них тем более перед детьми. Настоящий воспитатель, как ни затерто это звучит, учит добру, причем делает это как словесно, так и личным примером. Поэтому, по – моему глубокому убеждению, нельзя быть учителем только в стенах школы, нужно оставаться им всегда. Ты всегда будешь примером, образцом для своих учеников, их родителей. Только тогда к тебе будут относиться с уважением и почитанием.

Из чего складывается профессиональная этика учителя? Во-первых, безупречный внешний вид. Неопрятный учитель не вызывает доверия. Институт психологических исследований в течение нескольких лет проводил исследования, определяя представления об идеальном образе учителя. Независимо кто отвечал - взрослые или дети, мужчины или женщины за последние 15 лет образ практически не изменился. Респонденты отмечают деловой костюм, юбку, прикрывающую колени, допустимы брюки, умеренную косметику и наличие спокойных тонов в окраске волос для женщины-учителя и классический деловой костюм для мужчины. Примечательно, то, что абсолютное число опрошенных предъявляют эти требования к учителю вне зависимости его времяпровождения и местонахождения. Таким видят настоящего учителя ученики и их родители. Такое традиционное стереотипное представление вызывает доверие.

Во-вторых, это стиль общения. Учитель общается с учениками в тот период, когда они на практике постигают азбуку социальных отношений, когда у них формируются и закрепляются основные нравственные установки. Мир взрослых дети постигают через призму взглядов любимого учителя, который нередко становится их идеалом на всю жизнь. Учитель, допускающий грубость, произвол в обращении с детьми, оскорбляющий их достоинство, не может пользоваться авторитетом учащихся. Они, как правило, активно сопротивляются воздействию такого учителя даже тогда, когда он бывает прав. Недаром в проекте «Профессиональный кодекс учителя» одним из основополагающих принципов является требование «Учитель в своей работе не должен унижать честь и достоинство учеников ни по каким основаниям…»

Педагогический такт – это чувство меры в поведении и действиях учителя, включающее в себя высокую гуманность, уважение достоинства ученика, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами по труду. Педагогический такт – одна из форм реализации педагогической этики. Тактичный педагог приходит вовремя на работу, деловые встречи; своевременно предоставляет информацию или иную помощь учащимся, их родителям, коллегам; не повторяет слухов, непроверенных фактов, тем более, если они могут нанести ущерб окружающим. Педагогический такт является важным компонентом нравственной культуры учителя.

Среди требований, предъявляемых к педагогической культуре учителя, есть общечеловеческие, которые были выработаны в ходе развития педагогической практики. Но в сфере педагогического труда свои особенности и влияние имеет и моральная регуляция, неотъемлемым элементом которой является нравственное самовоспитание. Ведь многие действия педагога никем не контролируются. Зачастую своим действиям и поступкам он сам дает оценку, сам же их корректирует. Поэтому моральный «барометр» учителя – его педагогическая совесть – должен быть чувствительным в высокой степени.

«Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам – все это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения» («Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»).

Современный преподаватель, несомненно, должен быть профессионалом, мастером, интеллектуалом, психологом, социологом, технологом, организатором, куратором, новатором, нравственным наставником, вдохновителем. Эталоны и аксиомы педагогического профессионализма – это то, что должно неотъемлемо приниматься теми людьми, кто посвятил себя нелегкому труду: воспитанию и обучению подрастающего поколения. Но еще Артур Шопенгауэр сказал: «Проповедовать мораль легко, трудно обосновать мораль». Самое сложное не создать профессиональный кодекс, не написать правила этического поведения, самое сложное - сделать их неотъемлемой частью своей жизни. Я думаю, здесь, конечно, многое зависит от самого учителя. В эту профессию должны идти немного сумасшедшие люди. Те, что готовы отказаться от своих удовольствий, личных желаний и возможно своего личного пространства, ради будущего чужих детей. Люди, готовые быть у всех на виду, готовые быть примером. Профессиональная этика основывается на внутреннем убеждении.

К сожалению, современные реалии показывают, что в эту профессию все чаще идут не самые достойные и убежденные, а скорее по остаточному принципу. И здесь необходимо менять государственную политику. Если вспомнить послевоенное время: страна, лежащая в руинах, гибель более 27 млн., сиротство, но уже через 10-15 лет величайшие результаты в развитии, которые объяснимы не только системой жесточайшего контроля, но и воспитанием этого нового поколения. Потому что труд учителя был не просто почитаем, но высоко оценен. Учителями становились избранные, потому что хорошая зарплата, позволяла конкурсно определять, кто действительно достоин быть учителем. Сегодня именно низкая оплата труда учителя привела к тому, что молодые люди не стремятся идти в школы, а конкурс в Вузы на эти специальности остается низким. Потому многие приходят в эту профессию, потому что не смогли реализоваться в других сферах. Здесь уместно процитировать слова железного канцлера Германии Отто фон Бисмарка: «Отношение государства к учителю — это государственная политика, которая свидетельствует либо о силе государства, либо о его слабости. Войны выигрывают не генералы, войны выигрывают школьные учителя и приходские священники».

Великий педагог Ушинский заметил: «Воспитатель не чиновник; а если он чиновник, то он не воспитатель». А потому требовать от учителя соблюдение Кодекса педагога только через государственное принуждение бессмысленно. Необходимо, чтобы профессиональное сообщество давало оценку моральных сторон деятельности учителя. И тогда не будут выкладываться посты в соцсетях о том, как уволили учителя за несоответствие моральному облику, а потом под давлением общественности восстановили. Не администрация школы, у которой могли быть свои причины избавиться от педагога, не жалоба родителя, у которой есть свои субъективные претензии, а именно беспристрастное мнение коллег-профессионалов должны определять, насколько поведение учителя соответствует педагогической этики. Возможно, такие действия помогут избегать в будущем нелицеприятные обсуждения профессии учителя и авторитет этой профессии не будет подвергаться сомнению. «Как важен, велик и священен сан воспитателя: в его руках участь целой жизни человека».  (Виссарион Григорьевич Белинский)

https://infourok.ru/razmyshleniya-o-professionalnoj-etike-pedagoga-4197609.html

 

 

 

 

Манипуляция или гибкость?

            Манипуляция – поведение одного человека по отношению к другому и в то же время использование потенциала собеседника во благо себя самого. По-другому, это можно сформулировать так: «Ты напрягись и сделай, а я получу то, что мне необходимо»

         Такие варианты взаимоотношений используют люди, которые заботятся о сохранении своей энергии для себя самих, то есть для того, от чего они получают истинное удовольствие.

Ну, а как же те, кто поддаётся на эти манипуляции?

Здесь можно предположить:

- Хорошо, что у меня есть друг, которому я полезен (угодничество или наивность, желание использовать доброту во благо других);

- Сейчас я ему помогу, а когда мне будет нужно, я его попрошу об одолжении (взаимовыгода);

- Я ему помогу, и он будет со мной общаться (неуверенность во взаимоотношениях с окружающими, отсутствие опыта дружеского взаимодействия);

- Если я не сделаю как он меня просит, он же меня потом накажет: лишит премии, поставит меньше смен, передвинет отпуск (страх, неуверенность в себе как специалисте).

         Рассматривая манипулятивное поведение со всех сторон, становится ясно, что один из собеседников вызывает сочувствие, жалость партнёра через определённую социальную роль. И в то же время партнёр не сразу понимает, что его скрытно используют для достижения своих намерений.

         Так как можно назвать такое поведение – это игра или это мудрость?

Педагог-психолог Н.В.Николаева

Обзор некоторых статей

Горбунова Т.С.,Четвертных Т.В.  Самоучитель «Конструирую урок» как средство информального образования педагогов.

В статье рассматриваются возможности такого средства информального образования, как самоучитель. Авторами предпринята попытка выявления и описания сущностных характеристик самоучителя, в котором урок рассматривается как набор учебных ситуаций, имеющих конкретные дидактические решения в виде педагогического инструментария. Представлена структура авторского самоучителя «Конструирую урок».

Королева Е.В., Тиванова Т.В. Особенности и возможности профильного естественно-научного образования в современной школе.

В статье рассматриваются возможности профильного естественно-научного образования по подготовке обучающихся к осознанному выбору профессии в урочной и внеурочной деятельности.

Приведены примеры возможности урочной деятельности в этом направлении – курсы и практикумы, метапредметные и профессионально ориентированные практики.

Внеурочная деятельность – олимпиады, химические турниры. А также исследовательская и проектная работа, химические эксперименты.

 Усова Н.Т. Технология организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся в процессе изучения химии.

В статье обобщается опыт работы по использованию технологии организации деятельности обучающихся в процессе изучения химии. Даны теоретические основы, организация проектно-исследовательской деятельности на уроке, проведение исследовательского лабораторного практикума, выполнение индивидуальных проектов (курсовых работ) по химии и выполнение научно-исследовательских работ во внеурочное время.

Белоусова А.Г. Формирование исследовательских компетенций обучающихся в процессе обучения математике.

В статье представлено описание авторского подхода к формированию исследовательских компетенций обучающихся 5-11 классов в процессе обучения математике с использованием исследовательских и творческих проектов. Рассматривается метод проектов и исследовательских работ на примере проекта «Бельки». Описывается опыт участия в работе конференций и конкурсов на примере участия в I Международном командно-личном турнире школьников по математическому моделированию.

Красильникова О.И. Использование задач исследовательского характера на уроках физики и во внеурочной деятельности.

В статье говорится о роли школьного курса физики в развитии инженерного мышления обучающихся, инструментом которого выступают задачи исследовательского характера. Отмечается преимущество домашнего эксперимента, описывается опыт исследовательских проектов, турнира юных физиков.

Бронникова Т.И.  Развитие проектной и исследовательской деятельности обучающихся в предпринимательском классе.

Данная статья рассматривает влияние проектной и исследовательской деятельности на формирование предпринимательских навыков у обучающихся в предпринимательском классе. Активное участие учащихся в проектах и исследованиях способствует развитию креативности, самостоятельности, умения работать в команде, позволяет им приобрести практический опыт, который важен для будущей профессиональной деятельности. В статье рассматриваются основные аспекты развития проектной и исследовательской деятельности обучающихся в предпринимательском классе, методы и подходы, способствующие эффективному формированию предпринимательской культуры у учащихся в рамках образовательного процесса. Разбираются возможности и преимущества проектной и исследовательской деятельности, метод проблемного исследования, кейс-метод, метод мозгового штурма, использование информационных технологий, менторство и сотрудничество с предпринимателями.

Нигматулина О.А. Технология педагогических мастерских как средство формирования исследовательских умений младших школьников.

В статье рассматривается важность развития исследовательских умений с использованием технологии педагогических мастерских, которая способствует активному включению учеников в учебный процесс и развитию их творческой активности. Приводится пример урока в 3 классе МБОУ «Гимназия №24» города Калуги, направленного на создание мини-книги об известных калужанах, что позволяет учащимся развивать исследовательские умения и творчески реализовываться. В статье разбирается технология педагогических мастерских и приводится практика работы с разбором всех этапов урока в этой технологии.

Федорова И.А. Использование технологий искусственного интеллекта в образовании.

В статье описываются возможности применения в образовательных учреждениях технологий на основе искусственного интеллекта для совершенствования урочной и внеурочной деятельности, а также развития профессиональной компетентности педагогов. К использованию рекомендуются образовательные платформы для организации образовательной деятельности на базе искусственного интеллекта.

 

Журнал «Методист», приложения «Библиотека методиста», «Мастер-класс методиста» № 5 / 2024

ОБЗОР СТАТЕЙ ЖУРНАЛА «МЕТОДИСТ»

Полякова И.М. Формирование культуроведческой компетенции обучающихся на уроках словесности

В статье рассматриваются аспекты формирования культуроведческой компетенции обучающихся посредством ресурсов русского слова и текста. Обосновываются два варианта освоения обучающимися национальной культуры: «от слова – к тексту» и «от текста – к слову». Раскрывается потенциал лаборатории как одной из форм учебной деятельности, способствующей приобщению школьников к культурному наследию нации.

Рассматривается на примере конспекта и сценария урока русского языка в 6 классе.

Логовских А.В. Развитие познавательного интереса обучающихся с использованием педагогического приема «удивление»

В статье представлен авторский опыт формирования у обучающихся устойчивого познавательного интереса к изучаемому предмету с использованием педагогического приема «удивление».

Приведены фрагменты сценариев - занятие «Палеонтология – наука о древних обитателях Земли» и внеурочное мероприятие на тему «Внутренний туризм».

Соболев С.А. Использование воспитательного потенциала современного урока

В статье рассматриваются возможности решения воспитательных задач в ходе современного урока (на примере учебного предмета «основы безопасности жизнедеятельности»)

Фрагмент урока для 11 класса на тему «Оказание первой помощи – залог спасения жизни и здоровья пострадавших».

Румбах Е.В. Создание аксиологических ситуаций с использованием концептологического подхода в обучении школьников

В статье представлены возможности концептологического (междисциплинарного, метапредметного) подхода для создания аксиологических (ценностных) ситуаций на уроках русского языка и литературы в современной школе.

Приведены примеры из практики.

Ферафонтова А.Ю. Формирование резильентных компетенций субъектов системы образования

В статье рассматриваются вопросы значимости формирования резильентности у всех участников образовательных отношений в системе образования, представляющей собой способность субъекта достойно встречать и преодолевать неблагоприятные обстоятельства и вызовы.

Резильентность – отражение негативных факторов, управление эмоциями, проявление находчивости, взаимодействие с другими, решение проблемы.

Кетова А.А. Проблемные вопросы как условие развития познавательного интереса обучающихся

В статье представлена методическая разработка урока на тему «Россия при Павле I». В материале продемонстрировано, как проблемные вопросы обеспечивают развитие познавательного интереса у обучающихся.

Гоголев П.Н. Использование приемов синектики на уроках истории

В статье представлены особенности применения синектики на примере уроков истории в качестве метода групповой генерации идей, основанного на комбинировании разнородных элементов.

Данный метод позволяет:

- стимулировать творческое мышление учащихся;

- развивать их ассоциативные способности;

- повышать мотивацию к изучению предмета.

Павлова Н.С. Организация проектной деятельности обучающихся в урочной и неурочной деятельности

В статье представлен опыт реализации во внеурочной деятельности проекта «Поэтическое волонтерство», а также использование возможностей урока для решения проектных и исследовательских задач.

ОБЗОР СТАТЕЙ «БИБЛИОТЕКА МЕТОДИСТА»

Бахтинова Н.В. Особенности проведения аттестации педагогических работников образовательных учреждений.

Хазарова Л.В., Анрейко А.О., Токмакова М.Ю., Фомичев В.А. Организация проектной деятельности старшеклассников: проблемы, достижения, перспективы.

Клименко Е.А. Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в современной гимназии.

Красноок З.П. О некоторых аспектах музейной педагогики и следопытского движения в системе дополнительного образования.

ОБЗОР СТАТЕЙ «МАСТЕР-КЛАСС МЕТОДИСТА»

Тарасенко Н.В., Каткова С.В. Формирование метапредметных образовательных результатов обучающихся в процессе проектно-исследовательской деятельности.

Кокашвили В.И. Использование нестандартных заданий на уроках истории и обществознания для развития эвристического потенциала школьников.

Ермакова А.А. Организация самостоятельной работы учащихся на уроках химии.

 

Обзор научно-методического журнала «Методист» № 2 от 2024 года

Обзор некоторых статей журнала «Методист» № 2, 2024.

Фоменко И.А. Развитие продуктивного мышления школьников (на примере уроков химии)

В статье рассматриваются особенности создания на уроке образовательной среды, способствующей непрерывному интеллектуальному росту учащихся. Обосновывается идея о том, что основная цель учителя в современной школе – запустить и поддержать процессы саморазвития, самообучения на основе предъявления «инструментария» методов познания мира, научить им пользоваться, сформировать чувство «субъекта» образовательного процесса.

Юрченко Т.С. Использование возможностей электронного обучения и дистанционных технологий при изучении информатики

В статье представлен опыт использования электронных образовательных ресурсов при изучении информатики. Автор подробно описывает формы обучения, представляющие большие возможности для самостоятельной работы, методы индивидуального и дифференцированного подходов в работе с обучающимися.

Журавлева А.А. Портфолио как условие эффективного развития гибких навыков у обучающихся

В статье портфолио рассматривается как инструмент формирования гибких навыков у обучающихся. Показано, как с помощью портфолио можно создать благоприятные условия для развития навыков анализа, планирования, креативности

Мартьянов Е.А. Экологическое образование обучающихся средствами учебного предмета «Иностранный язык»

Статья посвящена актуальной проблеме экологического образования обучающихся в общеобразовательных учреждениях не только посредством предметов естественнонаучного цикла, но и через учебный предмет «Иностранный язык».

В приложениях к этому номеру рассматриваются статьи:

Охотникова Е.Г. Опыт преподавания географии в школе физико-математической направленности

В статье представлен опыт преподавания в школе с углубленным изучением математики, физике, информатики. Показана практика обучения школьников различным методам изучения географической информации, а также включения элементов творчества в преподавание предмета и вовлечения учащихся в проектную и исследовательскую деятельность. Кроме того, подробно описана практика использования такой формы взаимодействия с обучающимися, как «образовательные путешествия по предмету».

Лукина К.В. Деловая игра «Промышленность Архангельской области»

В статье представлена разработка конспекта деловой игры на занятиях по географии (по курсу «Социально-экономическая география) с обучающимися техникума. Мероприятие предусматривает создание проекта предприятия в Архангельской области с целью развития региона и увеличения числа рабочих мест. Проект с учетом факторов размещения, ресурсов и экономической обстановки.

Постников П.Г. Обучение учащихся основной школы процедуре проблематизации

В статье рассмотрена процедура проблематизации как система методических приемов, направленная на развитие мотивации обучающихся и формирование их готовности к проектной и исследовательской деятельности.

 

Научно-методический журнал                                                         Тема для размышления
1. Методист 1 выпуск                                                                           1. Манипуляция или гибкость?
2. Методист 2 выпуск                                                                           2. Размышления о профессиональной этике педагога

Обзор научно-методического журнала «Методист» №1 от 2024 года

В библиотеку колледжа поступает периодический научно-методический журнал «Методист».

В каждом выпуске журнала обсуждаются какие-то актуальные темы, темы связанные с управлением образования, с профессиональным образованием, с современной школой, с воспитанием и дополнительным образованием.

Обзор некоторых статей журнала «Методист» №1, 2024.

Вахрамеева А.Н. Эффективное социальное партнерство в образовании

В статье описывается организация социального партнерства между колледжами и предприятиями. Представлены преимущества социального партнерства на примере федерального проекта «Профессионалитет» в учреждении среднего профессионального образования.

Белорусова О.Н. Методы и приемы формирующего оценивания на уроках математики

В статье исследованы технологии оценивания и их влияние на формирование образовательных результатов кадет. Рассмотрены формы, метода и приемы, используемые на уроках математики. 

Родина Ю.Д. Изучение критических статей на уроках литературы в старших классах

Статья посвящена изучению критических статей на уроках литературы в современной школе. Акцентируется внимание на аналитической работе с романом Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» в рамках заключительного занятия, построенного в форме калейдоскопа мнений.

Сильвестрова Л.А. Инновационная деятельность педагога дополнительного образования как ресурс повышения педагогического мастерства

В статье обращается внимание на то, что современный педагог – это не только специалист, передающий знания в порядке формализованного обучения. Его деятельность должна носить творческий характер, что требует постоянного совершенствования профессионального мастерства. 

В приложениях к этому номеру рассматриваются статьи:

Шелюхина Е.В. Дидактическая игра как средство развития основ финансовой грамотности и предпринимательства

В статье рассмотрены особенности и возможности игровой деятельности, направленной на развитие основ финансовой грамотности и предпринимательства обучающихся, а также обеспечивающей их профессиональную ориентацию (на примере дидактической игры

BusinessFox).

Крысалова Е.Н. Сценарий урока «Ценности ‘’Большой перемены’’»

В статье представлен сценарий занятия на тему «Ценности ‘’Большой перемены’’», который предусматривает знакомство учащихся с ценностями сообщества, развитие творческих способностей и креативности.

Захарова И.А. Фотоквет «История в кадре»

В статье представлена разработка командного мероприятия для учащихся 7-11 классов. Квест направлен на патриотическое воспитание молодого поколения и способствует расширению кругозора учащихся.