Версия для слабовидящих

 

«...Наиболее яркой характеристикой библиотеки будущего
явится не столько ее внешний вид, сколько
интеллектуальная деятельность в ее стенах –
та деятельность, которая была отличительной чертой
каждой библиотеки во все времена, начиная с Александрийской...»

Шира 

031117 31

Библиотеки являются одним из показателей развития человечества в области образования и науки. Еще в древние времена люди создавали библиотеки для хранения исторических и культурных ценностей человечества. Легенды рассказывают о потрясающих библиотеках Древнего мира, таких как библиотеки Ассирийской державы, Вавилонского царства, библиотеки Фив в Древнем Египте, Древнегреческие и Древнеримские библиотеки и знаменитая Александрийская библиотека. Но к нашему времени от этих библиотек остались только легенды и мифы. Первыми старейшими библиотеками, которые сохранились до наших дней, являются национальные библиотеки (такие, как Национальная библиотека Франции, библиотека Медичи Лауренциана, Российская Национальная библиотека) и библиотеки, которые создавались при монастырях и церквях (Ватиканская апостольская библиотека).

031117 32

Библиотеки, которые на протяжении веков являлись собирателями интеллектуальной памяти человечества, и сегодня выступают системой информационного обеспечения, поддерживающей развитие стран и народов, оставаясь при этом крупнейшими хранилищами информации, предоставляющими в общественное пользование результаты развития цивилизации.

В современных условиях библиотекам закономерно приходится играть всё более значимую роль, так как идеология современных преобразований в нашей стране подразумевает построение информационного общества, базирующегося, в свою очередь, на экономике знаний. Скорость изменения современных образовательных технологий «заставляют библиотеки наращивать темпы, объём и разнообразие услуг с тем, чтобы пользователи могли применять их в своей повседневной деятельности. А потому современные библиотеки должны стать действенным инструментом социального развития, подлинной информационной инфраструктурой разворачивающихся перемен».

031117 33

Библиотека Новосибирского колледжа автосервиса и дорожного хозяйства является одним из основных структурных подразделений колледжа.

Фонд учебной литературы библиотеки колледжа составляет более 10 000 единиц хранения. Для повышения общеобразовательного уровня студентов кроме традиционных учебников имеется собрание учебно-методической, научно-популярной, справочно-энциклопедической литературы, а также нормативно – техническая документация – ГОСТы, Стандарты и т.д. Дополнением к cкомплектованному книжному фонду является фонд периодических изданий. Ежегодно библиотека оформляет подписку на периодические издания. Студенты и преподаватели каждой специальности имеют возможность пользоваться журналами и газетами.В 2017 году учебный фонд библиотеки обновился на 423 экземпляра учебников, учебных пособий, электронных учебных изданий, специально разработанными для профессий и специальностей среднего профессионального образования в соответствии с ФГОС по программе ТОП-50.
Количество читателей на абонементе и в читальном зале за 2016 год составляет 556 человек. Книговыдача на абонементе составляла 4931 экз. книг.

В работе библиотеки используются как традиционные, так и новые формы. Традиционный вид библиотечной работы – книжно - журнальные выставки. Библиотекарь в соответствии со спецификой своей профессиональной деятельности проявляет инициативу, фантазию и творчество при выборе названия каждой из выставок, которое раскрывает в полной мере её целевое и читательское назначение. Все выставки оформляются как библиотечные экспозиции: заголовки, текстовые рубрики, аннотации, цитаты. Они помогают ориентироваться в логике книжной экспозиции и акцентировать внимание на достаточно важных разделах и экспонатах выставки. Тематика выставок это выдающиеся события в культурной и социальной жизни страны, НСО, Новосибирска, колледжа («Кто щедро дарит знание и свет» - День учителя; Юбилей не просто дата, Юбилей итог труда» - День рождения колледжа; «Толерантность: от теории к практике» - День толерантности; «Уходил на войну сибиряк» - День победы и многие другие).

Интенсивные процессы информатизации во всех сферах общества определили изменения и в профессиональной деятельности библиотеки. Так появилась новая форма выставки – виртуальная. В холле колледжа на мониторе демонстрируются виртуальные выставки: «Пушкинский день в России», «Дни воинской славы», «В этот день весной согретой, все цветы, улыбки Вам!» и др. Акция – выставка «Бери! Читай! Листай!» - полка буккроссинга: место, где Вы можете оставить прочитанные книги, и взять что – нибудь новенькое). В библиотеке оформляется около 35 выставок за учебный год.

Ежегодно, вначале учебного года, библиотекарем проводятся библиотечные уроки в группах нового набора «Библиотечно – информационное обслуживание студентов: права, обязанности», а также в выпускных группах – «Составление библиографического списка литературы для курсовых и дипломных работ с использованием АБИС «Марк. Версия 1.18»».
Среди традиционных форм работы важными являются библиотечные мероприятия.

Они, прежде всего, направлены на духовное развитие личности, на повышение ее культурного уровня, расширение кругозора. Проведение различного рода мероприятий: литературно- музыкальных композиций, бесед, обзоров, всевозможных тематических вечеров, викторин, интеллектуальных игр и конкурсов - способствует патриотическому, экологическому, нравственному и эстетическому воспитанию читателей.

Большинство библиотечных мероприятий разной тематики оказывают воспитательное воздействие на их участников, т. к. все они учат любить родной край, природу, развивают нравственные и эстетические чувства. Среди мероприятий следует назвать: уроки-памяти «Ни шагу назад!» - посвященный Сталинградской битве, «Наша боль – Чернобыль»; виртуальное путешествие «Семь чудес Сибири»; видео лекторий «Что нужно знать о ВИЧ»; интеллектуальные игры «Живи, Земля!», «Я грамотный избиратель» и другие. Все мероприятия сопровождаются мультимедийными технологиями. 

Библиотека колледжа взаимодействует с преподавателями, тьюторами, кураторами групп. Библиотекарь проводит: консультационно – информационную работу с преподавателями, направленная на оптимальный выбор учебной литературы; библиографические обзоры по определенной тематике, новых поступлений литературы, электронных – информационных ресурсах на заседаниях цикловых комиссий, педагогических советах. Совместно с тьюторами и кураторами разрабатывает и проводит тематические мероприятия.

В последнее время библиотеки качественно меняются: их традиционные функции, связанные с обеспечением учебно-методической и научно-исследовательской деятельности книжными и периодическими изданиями, дополняются включением новых информационных технологий как в сферу обслуживания читателей, так и в образовательную систему в целом. Функции современных библиотек расширяются, а библиотеки преобразовываются в информационно-образовательные и информационно- интеллектуальные центры.
«Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования предполагает, что в ходе изучения многих дисциплин будущий специалист должен обладать общими компетенциями, включающими в себя 14 способностей. Из всех предложенных компетенций связанных напрямую с библиотекой, являются следующие способности:
- осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

- использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности».
Развитие информационных технологий обусловило появление новой формы образования – электронное образование, то есть обучение с использованием информационно-коммуникационных технологий. Основой электронного образования являются электронные образовательные ресурсы. В последнее время проведена огромная работа по сбору и систематизации образовательных ресурсов на федеральных образовательных порталах, основным из которых является портал «Российское образование». Для многих учащихся и педагогов он служит основной «точкой входа» в образовательный сегмент Интернета. Перечень ЭОР можно познакомиться на сайте колледжа.
Главной перспективой развития библиотек является внедрение, применение электронных ресурсов, электронного каталога, программного обеспечения для улучшения и упрощения работы библиотеки. Одним из основных средств удовлетворения информационных потребностей пользователей в библиотеках является электронный каталог.

В данное время в библиотеке для читателей (пользователей) имеются три компьютерных рабочих места с доступом к электронному каталогу и электронным – образовательным ресурсам. Для учета работы на компьютере в библиотеке заведен журнал, из которого становиться понятным, какие работы выполняют студенты: рефераты, курсовые, дипломные, практические работы (Word, Excel, Power Point). Работа на компьютерах ведется оживленно, особенно это чувствуется во время экзаменационной сессии и защиты дипломов.
В последнее время в библиотеку колледжа поступают предложения о приобретении каких-либо электронных полнотекстовых ресурсов. Для демонстрации их возможностей создатели ресурсов предоставляют к ним тестовый доступ.
На сегодняшний день колледж заключил договор с образовательно - издательским центром «Академия» на полнотекстовый доступ к электронным учебникам по некоторым дисциплинам. Также на сайте колледжа для ознакомления с книжной продукцией по ссылке можно выйти на сайты электронных библиотек: znanium.com, book.ru.
Таким образом, характер задач и требований, предъявляемых в настоящее время к информационно-библиографической деятельности, переход на современные технологии обусловливают необходимость совершенствования информационно-библиографического обслуживания в библиотеке колледжа, от эффективной организации которого зависит успешное выполнение главной задачи библиотеки – обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования в колледже.